О первых трех годах развития фан-движения «Зенита» в Ленинграде рассуждает автор проекта Максим Дукельский — Макс Пацифик.
Стартовавшее в 1980-м движение за три года обрело всё необходимое для существования: место сбора в виде 33-го сектора стадиона имени Кирова, постоянный костяк-«основу» (случайные люди отсеялись, образовалась своеобразная иерархия фан-движа), верных друзей - фанатов «Спартака» и злейших врагов - поклонников ЦСКА («мясо» и «кони», соответственно).
Обложка договора о дружбе и сотрудничестве между фанатами «Зенита» и «Спартака»
Стоит отметить, что дружба продолжалась до 1996 года. Но об этом отдельный рассказ
Был написан гимн фанатов «Мы твои верные друзья», исполнявшийся дома и на выезде. Очень важно то, что движение самостоятельно определилось с цветами — сине-бело-голубой триколор, а не сине-белые, как у «Динамо», хотя так было раньше. Не обошла фанатов своим вниманием, в основном негативным, советская пресса («Кто портит нам футбольный праздник?!»)
Типичная статья советской прессы о фанатах 80-х
Разумеется, свои ограничительные действия в отношении такого вредного западного течения, как фанатизм, предпринимала и доблестная милиция. Ярые выездные болельщики были мгновенно причислены к «опасной антиобщественной субкультуре», наряду с хиппи, панками, металлистами и им подобными. По этой теме даже работал специальный отдел на Литейном.
И, конечно, за плечами поклонников уже были многочисленные поездки за своей любимой командой по бескрайним просторам нашей Родины, Союза Советских Социалистических Республик. Об этом обычный гражданин-обыватель в те годы мог только мечтать.
Лидер 33-го сектора Костя «Кастет»
Дадим слово одному из отцов-основателей 33-го сектора, безусловному «авторитету» 80-х Константину Васильеву. Вот что пишет фан Кастет в своих воспоминаниях об этом времени:
«Мы не бросали вызов системе, нет, просто мы хотели делать то, что нам нравится. Это система бросала нам вызов, пытаясь заставить делать то, что угодно ей. Мы действовали, руководствуясь своим здравым смыслом, своими убеждениями и были несгибаемы в этом...
В восьмидесятых годах мне довелось побывать больше полусотни раз на выездных матчах ленинградского «Зенита», на тот момент это были республики одного могущественного государства, СССР. Теперь это независимые государства — Украина, Беларусь, Молдова, Литва,- при этом у всех свои чемпионаты, свои клубы, свои фанаты, но началом фан-движения послужили частые приезды на их стадионы гостей из других городов, поддерживающих свои клубы и облачённые в шарфы под цвет знамён обществ, находящихся у них в руках. Мы были первопроходцами, и доказывать кому-то что-то не было нужды. Ради какой-то цели поступаться своими принципами не в наших правилах, в душе у нас трёхцветная радуга, цветов уважаемого нами знамени, в сердце приятной занозой засела стрелка «Зенит», мы просто хотели делать то, что нам нравится!»
Постараемся в этой записи максимально вспомнить тех ребят (и девушек), тех, кто «были первыми». Многих уже нет с нами, но память о них остаётся.
33-й сектор начала восьмидесятых
Имена друзей вспоминает фан Кастет:
Сергей Блинчиков (Болт), Женя Артамонов (Страшный), Саша Тясс (Смешной), Максим Кувшинов (Гаврош), Женя Степанов (Шляпа), Сергей Осипов (Блондин), Лёша Телемаков (Молодой), Коля Шеханин (Беломор), Валера Фурлов (Тесть), Серёга Васильев (Верблюд), Игорь Левашко (Кассир), Игорь (Пацифист), Володя (Медведь), Леша Утов (Сапог), Игорь Ануфриев (Гном), Коля Бобров (Кабан), Коля Рыбин (Никотин), Дед, Баскетболист, Контуженный, Левинсон, Веселый, Мячик, девушки Ира и Лена, из Москвы Лёха Фикс.
(С) интернет |