|
|
Первые советские фанатские шарфы тоже производились по принципу «чем
длиннее, тем лучше», а основными средствами производства являлись
бабушки фанатов :) Пряжа покупалась в обычных магазинах.
Родоначальниками такого «производства» на территории нашей страны стали
фанаты московского «Спартака», но в 1980 году шарфы появились и у
«зенитчиков». Причём тогда были они сине-белыми. И только в 1981, когда
питерцы разглядели, что их любимый флаг – трёхцветный, начали вязать
сине-бело-голубые, а шарфы прежнего образца были объявлены «левыми», как
и носившие их люди. Кто-то за неимением возможностей довязывал голубые
концы к уже имеющимся шарфам, другие подшивали какие-то элементы
голубого цвета. В условиях советского дефицита требовалось изрядно
побегать по магазинам, чтобы найти пряжу необходимых цветов. Почему-то
в то время фанаты стали называть свои шарфы «розетками» (или сокращённо
«розами»), хотя «rosette» – это ленточка цветов клуба, которую
прикалывали к груди европейские болельщики ещё до появления моды на
шарфы.
|
|
Поначалу обычные болельщики даже не догадывались о возможности таким
образом обозначать свою принадлежность к поклонникам команды. Потом,
когда группы молодых людей в длинных полосатых шарфах примелькались на
стадионе, получил широкое распространение и термин «фанаты». Но одевать
на себя шарф рядовой болельщик (или, как мы сейчас говорим, «кузьмич»)
не торопился. Не то было время. Не поощрялось подобное ни официальной
властью, ни обществом. В советском обществе все, внешними атрибутами
демонстрирующие свою любовь к клубу считались психически неустойчивыми,
вставшими на неправильный путь, граждански незрелыми, асоциальными
элементами. К тому же, пьют портвейн и гоняются «за командой» в другие
города… Тем не менее, именно фанаты стали первой ласточкой, принесшей в
Россию эту моду, которой сейчас охвачены практически все имеющие
отношение к футболу люди. Даже те, кто не ходит на стадион. Мода,
приносящая, к слову, «копеечку», в бюджет футбольных клубов, особенно
популярных. К коим, несомненно, относится и «Зенит».
|
|
В начале 80-х «выяснилось», что шарфы можно изготовлять промышленным
способом на специально предназначенных для этого трикотажных машинах.
Для начала отечественная промышленность явила миру три вида детских
шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их
дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах –
Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора и… зенитовская «стрелка»! Таким
образом появился, пожалуй, главный курьёз в истории зенитовской
атрибутики – бело-зелёные, сине-белые, красно-синие и даже красно-белые
шарфы «Зенита». До сих пор любители раритетов дорожат ими, особенно
красно-белыми. Вот что может произойти, когда выпуском атрибутики
занимаются некомпетентные люди…
Однако фанаты нашли предприятия с оборудованием, позволявшим
производить шарфы, соответствующие их пониманию вопроса. Смотрелись
такие розы гораздо аккуратнее, современнее и моднее, чем связанные
вручную. Да и весили они намного меньше, казались куда приятнее на
ощупь. Но были подобные машины далеко не везде, вот и приходилось
энтузиастам ездить куда-нибудь в Мытищи, в Прибалтику или на Украину,
чтобы связать несколько десятков розеток себе и товарищам. Надо сказать,
что вывязывать рисунок это оборудование по-прежнему не позволяло,
поэтому розы продолжали оставаться полосатыми. В то же время, в Европе
уже появилась техника нового поколения, и счастливчикам знакомые
привозили из-за рубежа действительно качественные шарфы с вывязанными
надписями и даже эмблемами клубов! Эти редкие люди носили их на футбол,
даже если цвета шарфа не совпадали с цветами «Зенита».
Конечно, особенно котировалось, если расцветка розы более-менее
совпадала с зенитовской. К обладателям таких раритетов, как правило,
выстраивалась очередь из желающих потрогать, а ещё лучше, примерить это
«чудо загнивающей буржуазной цивилизации». В конце концов машины,
способные вязать аккуратные полосатые шарфы, появились практически в
любом трикотажном ателье. Каждый фанат получил возможность сделать себе
розетку индивидуально. К тому же, на этом оборудовании можно было
изготавливать и полосатые джемпера (или, на финский манер, «пусера»;
фаны, на свой лад, стали называть их «пусаками»). К концу 80-х в
«пусаки» нарядились практически все фанаты. Доходило до того, что на
некоторых выездах на гостевом секторе присутствовали одни лишь
«полосатые» визитёры. Естественно, комплект к такому «пусаку» составляла
и роза, связанная на той же машине.
|
|
Однако многие предпочитали носить шарф ручной вязки (как дань
прошлому и во имя хоть какого-то разнообразия). А кое-кто шарф вообще не
носил, т.к. цветовая гамма и без того издалека бросалась в глаза. На
этом развитие технологий производства розеток надолго приостановилось.
Новый его этап в Питере начался осенью 1992 года, который следует
признать поистине революционным. Ведь именно в этом году был освоен
выпуск шарфов по принципиально новой технологии, позволяющей вывязывать
даже мельчайшие детали. Этому событию мы обязаны вскорости наступившему
буму на всевозможные дизайны, виды и подвиды вязаной атрибутики, который
продолжается и до сих пор. После этого один известный и заслуженный
фанат, много лет лелеявший мечту и приложивший огромные усилия для её
реализации, всё-таки добился своего. Появился шарф, который и поныне
является одним из самых популярных у питерской торсиды. С некоторых пор
его принято называть «Классика №1».
|
|
|
|
Видимо, из-за бытовавшего в то время в определённых кругах поверья о
том, что «классика» – это шарф с крупным названием клуба, его эмблемой
на концах и указанием всех регалий. Хотя, по большому счёту, «классика» –
это шарф, вписывающийся в классический стиль одежды; т.е., к примеру,
строгий, не аляповатый, высококачественный шарф цветов клуба с вышитой
на концах эмблемой. Едва ли кто-то станет спорить, что нынешние
сине-бело-голубые шарфы как нельзя кстати приходятся vip-персонам. Но
если сухо, без эмоций, говорить о стиле одежды, то они, скорее,
выделяются, нежели гармонируют с ним. Что, наверное, правильно.
Естественно, роза была выпущена небольшим тиражом, и досталась только
«своим», т.е. фанатам. Хотя бы потому, что, кроме них, он тогда никому
особо не был нужен... Сейчас лишь несколько человек в Питере хранят
«Классику» того, первого выпуска. В 1993 году «по заявкам трудящихся»
было налажено серийное (если можно так выразиться в отношении тогдашнего
количества болельщиков) производство шарфов с рисунком. Cкорее всего,
именно этому шарфу мы обязаны тем, что имеем уже в качестве традиции
совершенно специфичное начертание названия нашего клуба латиницей –
«Zenit» (в отличие от грамматически более правильного «Zenith»). И это
тоже один из элементов нашей культуры. В том же 1993-м появились и
первые зенитовские шапочки с пёстрым сине-бело-голубым помпоном, и шарф
«Классика №2». Затем, по инициативе колпинских фанов, увидел свет шарф
«Готика».
|
|
Наступил момент, когда шарфы стали надевать на себя не только фанаты,
но и простые болельщики. Тогда для первых был выпущен некий «знак
отличия» - шарф «Zenit Ultras» в количестве ста экземпляров, который
выдавался только зарекомендовавшим себя людям. Сейчас он является не
меньшим раритетом, чем «Классика №1» первого выпуска.
|
|
Возможно, возникшее разнообразие, а возможно, и привлекательная игра
«Зенита», собиравшая на трибунах всё большее количество зрителей, стали
причиной зарождения среди посетителей футбольных матчей спроса на
фанатские шарфы. Некоторые из тех, кто занимался в то время
распространением значков, программок и справочников, вовремя
сориентировались и наладили выпуск собственных розеток. Так зародилась
предстадионная торговля, и появились первые «нефанатские» дизайны. В
1996 году ещё тогда молодое неформальное фанатское движение «Невский
Фронт» выпустило пятьдесят четыре штуки эксклюзивных роз. На их обратной
стороне впервые было начертано словосочетание «Зенит Питер», которое до
того времени никто не произносил, но которое сейчас всеми болельщиками
воспринимается как нечто существовавшее вечно. Выпуск этих шарфов стал
очередным переворотом части фанатского мировоззрения, касающейся
атрибутики, и заставил многих задуматься о возможности создания
небольших партий шарфов эксклюзивного дизайна. Только в 1997 году был
выпущен первый по-настоящему клубный шарф, ибо это была первая в истории
партия шарфов, изготовленная на средства клуба.
Интересен тот факт, что шарфы были изготовлены в… Англии! Как
известно, английский акрил отличается выдающимися качествами, прежде
всего – мягкостью, лёгкостью, носкостью. Однако, увы, в то же время
стежки у подобного шарфа были крупнее, что не позволяло вывязывать
совсем мелкие детали. Данный шарф, как и многие его предшественники,
также сейчас является раритетом. Это пёстрая роза, в середине её
красуется голова льва, на концах – зенитовская «стрелка», заключённая в
круг, а по всей длине сверху и снизу – регалии клуба. Естественно,
стоимость «английского» шарфа оказалась выше, чем отечественного,
поэтому основными потребителями продукта стали те, кому он действительно
был нужен. Т.е. «неимущие» фанаты (все их и без того скудные средства в
ту пору уходили на выезда, осуществлявшиеся не только во имя поддержки
родного клуба, но и ради сохранения фан-движения). Стоит ли упоминать о
том, что каналы производства, доставки, наконец, дизайн этой розы - тоже
дело рук фанатов, мечтавших иметь в своей коллекции розетки английского
качества?
Фанатский шарф в те времена ещё не являлся «признаком хорошего тона»,
поэтому его обладателями стали далеко не все руководители и акционеры
клуба. А игроки вынуждены были принимать от фанатов сей дар, не ведая
того, что преподносим он был в высочайшем душевном порыве, и фаны знали,
что другого такого шарфа у них не будет. Этот положительный опыт был
использован в следующем, 1998 году, когда Питеру был явлен первый в
истории шарф «с переливами», где синий цвет через голубой плавно
переходил в белый и наоборот. Страной производства так же являлась
Англия. Недостатком розетки явился лишь слишком блеклый голубой цвет.
Вскоре зенитовские шарфы стали производить все, кому не лень. Особенно
после начала своеобразного фанатского бума, обусловленного победой
«Зенита» в Кубке России 1999 года. Хотя уже с момента возвращения
«Зенита» в высшую лигу (когда стало ясно, что на продаже зенитовских
шарфов можно заработать), круг производителей данной продукции заметно
расширился.
|
|
Так, например, зенитовские розы возили в северную столицу из Турции.
Вместо голубой пряжи в них использовалась пряжа бирюзового, ближе к
зелёному, оттенка. Производители явно не были обеспокоены проблемами
дизайна, поэтому «святая святых» для фаната – зенитовская «стрелка» –
мягко говоря, не выглядела слишком ровной. Фанаты такие шарфы не носили,
а только посмеивались над опечатками в фамилиях игроков (подобный
дизайн был «позаимствован» у «Спартака») и в лозунгах (например, «С
любимым Зенитом – в ХХI век!»), и над неуместными «зелёными» звёздами на
концах. Особый «восторг» в фанатских кругах вызвало появление розы
«Смерть врагам!» (опять же, использование спартаковской идеи) с
изображением характерного жеста с средним пальцем и указанием… регалий
ФК «Зенит»! Ранее совмещать в одном шарфе столь несовместимые вещи никто
не додумывался, т.к. существовало чёткое разделение на розы, скажем
так, «хулиганские», и «фанатские». В конце концов, клубный шарф – это
элемент воспитательной работы клуба с болельщиками.
Появились всё в те же времена и шарфы, на которых в качестве регалий
было указано «Бронзовый призёр-1980» и «Финалист Кубка-1939, 1984».
Понятно, что Питер истосковался по победам, и любое мало-мальское
достижение было на вес золота. Но во всём мире принято обозначать на
шарфах только высшие достижения клуба – победы в чемпионатах, выигрыши
национальных и европейских кубков. Клубный шарф – не статистический
справочник. Обозначение на шарфах более низких достижений символизирует
готовность и впредь не стремиться быть первыми, отсутствие победного
духа, победных амбиций. А значит, свидетельствует о несостоятельности
футбольного клуба, что является оскорбительным для его болельщиков
фактом. К счастью, в последнее время подобные казусы уже не повторяются.
Тем не менее, даже на прилавках фирменных зенитовских магазинов до сих
пор можно увидеть шарф «Серебро-2003», посвящённый завоеванию серебряных
медалей. На котором, к слову, упомянута бронза-2001, а бронза-1980
почему-то забыта. А это, между прочим, официальный шарф «Зенита».
Остаётся только надеяться, что новому руководству клуба примет
совершенно правильный тезис о том, что истинный успех – это только
победа.
|
|
Но вернёмся к истории. Из выпускавшихся за границей шарфов следует
отметить фирменный «Зенит Adidas»… сине-белой расцветки, появившийся в
1996 году. Дизайн шарфа был стандартным для всех клубов, техническим
спонсором которых являлась данная компания. Спустя примерно полтора
года, одним известным питерским общественным фондом в Германии были
выпущены сто шарфов, опять же, увы, сине-белых. Сейчас эти розетки –
большая редкость.
Год от года игра «Зенита» становилась всё более
привлекательной. Наш клуб неуклонно приумножал свои успехи, завоёвывая
не только медали и кубки, но и признание любителей футбола по всей
стране. И вот уже производство шарфов с логотипом питерского клуба
наладили в Москве и Подмосковье, Краснодарском крае, в других регионах
России. С этой точки зрения, зенитовская роза превратилась в некий
предмет ширпотреба… Фаны отреагировали на ситуацию по-разному.
Некоторые вообще отказались от ношения розеток, мотивируя своё
решение рядом аргументов. Во-первых, «цвета» (в данном случае, шарф) –
это палево. Во-вторых, розы теперь стал носить «кто попало», а фанаты
должны отличаться от масс. Сам по себе, данный посыл достаточно
противоречив. Тем не менее, эта категория фанов инверсно воспроизвела
ситуацию 80-х годов, когда, наоборот, шарфы носили только фанаты. Те
же, кто не пожелал расставаться с традиционным шарфиком, вышли из
положения по-своему. Например, путём заказа эксклюзивных,
«группировочных» шарфов. Так появились розы «Vsevolozsk Regional Group»,
«Crazy Fans», «North-West Supporters», «Купчино-33», «Северные районы»,
«Юго-Запад», «Submarine», «Лигово-Урицк» и многие другие. Некоторые
продолжали носить шарфы «первых» выпусков. В последние годы
собственные шарфы стали выпускать и спонсоры «Зенита». Предназначение их
– рекламные акции и формирование имиджа сотрудников.
|
|
Сейчас любой человек имеет возможность заказать для себя персональный
эксклюзивный шарф с любой надписью. Вот и появляются на трибунах
«Петровского» всевозможные «Коляны», «Костяны» и «Кузьмичи», гордо
держащие над головой свои «почти зенитовские» розетки... Тем не менее,
даже если не принимать во внимание такие вот «эксклюзивы», по оценкам
авторитетных коллекционеров атрибутики, количество видов когда-либо
выпускавшихся зенитовских роз уже перевалило за 300 ( по моим личным ассоциациям за 500 перевалило уж точно - прим. ПАВ). И есть все
основания полагать, что по этому показателю Питер держит уверенное
первое место. Что же касается фанатов, то сегодня многие из тех, кто в
своё время отказался от ношения «цветов», изменили своё отношение.
Всё-таки, несмотря ни на что, роза для фаната – святое. А чтобы
выделяться в пёстрой толпе «кузьмичей», фаны… вернулись к старым добрым
полосатым шарфам машинной вязки. Те, кто постарше, предпочитают шарфы с
полосками одинаковой ширины. А кто помоложе - с разными полосками, в
«британском стиле».
P.S. Отдельное спасибо Володе Ковбою за
предоставленные фото своей коллекции.
Источник - Ландскрона